Полезные советы

Памятка родителям по профилактике детского суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни. Может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
 Уважаемые родители! Будьте бдительны!
Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
 Выделяются несколько признаков склонности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
-   утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
-   пренебрежение собственным видом, неряшливость;
-   появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
-   резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
-   внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
-   плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
-   склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
-   безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
-   стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
-   самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
-   шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
 Что делать? Как помочь?
Если Вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина?» и «Какова цель?» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите
Обязательно скажите
Запрещено говорить
«Ненавижу всех…»
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом».
«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно»
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить».
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе».
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом».
«Не говори глупостей. Поговорим о другом».
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».
«Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок»
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом».
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается».
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
«Не получается – значит, не старался!».
 Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
 1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
 Уважаемые родители, при общении с ребенком важно соблюдать следующие правила:
 -   будьте уверены, что Вы в состоянии помочь;
-   будьте терпеливы;
-   не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это»;
-   не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
-   не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому   что...;
-   делайте все от вас зависящее.

 И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Рекомендации родителям первоклассников

Первый учебный год – это тяжелый период  в жизни не только  для первоклассника, но          и для его родителей. Для одних школьные трудности проходят незаметно, а другим они приносят немалые хлопоты.Переступив порог школы, ваш ребёнок должен быть пунктуальным, серьёзным, дисциплинированным, аккуратным, ответственным и разумным. Если ваш малыш не готов ко всем этим изменениям, то стрессового состояния не избежать. Для того чтобы адаптационный период прошёл как можно более гладко и безболезненно, родителям нужно психологически подготовить и себя, и ребёнка.

1.      Объясните ребёнку, что он идёт в школу, чтобы учиться. А когда любой человек учится, то у него не сразу всё получается и ошибки допустимы. Расскажите, что не нужно плакать или обижаться на учителя из-за отметок. Просто нужно стараться и в итоге обязательно всё получится. Если ребёнок всё-таки с чем-то не справляется, то не демонстрируйте открыто своё недовольство и уж тем более не сравнивайте его с другими детьми. Это может привести либо к озлоблению, либо сформирует неуверенность в себе.
2.      Заранее приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи. Ведь умение организовать своё рабочее место – это залог успешной учёбы.
3.      Удостоверьтесь, что ваш ребёнок владеет информацией, которая поможет ему не потеряться. Проверьте, знает ли он своё полное имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и домашний номер телефона. Это поможет сориентироваться ему в случае непредвиденной ситуации. Потихоньку воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Не нужно постоянно оберегать его от трудностей. Дайте ему возможность самому занять очередь в магазине, а может, даже сделать первые покупки.
4.      Приобщайте своих детей к работе в доме, определив их круг обязанностей. Не забудьте похвалить своего помощника после выполненной работы. Такой подход несомненно поднимет самооценку первоклассника и придаст уверенности в своих возможностях.
5.      Обязательно научите ребёнка делиться своими проблемами. Откровенность и доверительные отношения очень важны. Обсуждайте с ним возникшие конфликтные ситуации, интересуйтесь его мнением и его способами выхода из этих ситуаций. И, конечно же, если он не прав в чем-то, объясняйте, почему вы так считаете и как бы вы поступили на его месте.
6.      Если ребёнок вас совершенно не слушается и раздражает своими поступками, старайтесь не кричать на него, а спокойно сообщите ему об этом. Только не ругайте его за поведение: «Ты ведешь себя плохо, ты медленно одеваешься, ты не стараешься и т.д.» Это звучит как обвинение. Лучше вести разговор примерно так: «Мне не очень нравится, что ты медленно одеваешься, в результате ты можешь опоздать в школу».
7.      Постарайтесь мотивировать своего малыша к успехам в учёбе и хорошему поведению. Обязательно проявляйте интерес к каждому школьному дню, расспрашивайте у него всё в подробностях. Хвалите его за хорошие отметки.
8.      Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Для этого составьте вместе с ним распорядок дня и следите за его соблюдением. Определитесь, во сколько вам нужно вставать утром, чтобы успеть собраться, добраться до школы и не опоздать. После возвращения из школы ребёнок должен пообедать и немного отдохнуть, а уж затем делать домашнее задание.
9.      Следите за тем, чтобы ребенок спал не менее 10 часов в сутки и полноценно питался. Необходимо  ввести в рацион ребёнка достаточно фруктов и овощей, а также витаминные препараты. Не нужно забывать и о физических упражнениях, о полноценных прогулках на свежем воздухе. А вот просмотр телевизора лучше ограничить, потому что в школе и так идет усиленная нагрузка на зрение.

Как привить ребенку любовь к чтению

1.  ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Читая ребенку, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Дети обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

2. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.

3. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись, собрать пазл. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу вашего ребенка, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.

4. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребенку это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными, паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события и характеры героев. 
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у ребенка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

5. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает».

6. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга. Поощряйте чтение вывесок.
Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

7. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Все это не сложно. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

3 комментария:

  1. Елена Николаевна спасибо за хорошие советы родителям детей идущих в первый класс. Обязательно на собрании с родителями обсудим данную тему.

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению все меньше и меньше времени стали уделять чтению книг . Елена Николаевна, спасибо за советы "Как привить ребенку любовь к чтению книг" Обязательно воспользуемся.

    ОтветитьУдалить
  3. К сожалению все меньше и меньше времени стали уделять чтению книг . Елена Николаевна, спасибо за советы "Как привить ребенку любовь к чтению книг" Обязательно воспользуемся.

    ОтветитьУдалить